Российско-израильские отношения – пример политического прагматизма

20:00 27.03.2017
0 1212
Российско-израильские отношения – пример политического прагматизма

В мировой политике Ближний Восток остаётся регионом, в котором отмечаются самые серьёзные проблемы с безопасностью. Наблюдатели сходятся во мнении, что там происходят кардинальные изменения, от которых будет зависеть его будущее. Среди определяющих обстановку факторов традиционно первостепенным остаётся внешняя политика Израиля, и при этом не последнюю роль играют израильско-российские отношения. Пока весь Запад, и США в частности, стремятся сбалансировать разногласия, учитывая внешние и внутренние факторы в своих отношениях с Израилем, российская внешняя политика, основанная на прагматичных идеях национальных интересов, реализуемых в ходе переговоров и в сделках, направлена на максимальное укрепление сотрудничества с Израилем. Ни одна из двух стран не замалчивает разногласий, но каждая из них стремится совместно работать в тех областях, где эти интересы совпадают.

Два недавних визита Биньямина Нетаньяху в США и Россию прошли очень по-разному. Поездка в Вашингтон привлекла огромное внимание и вызвала обширные комментарии со стороны прессы, в то время как переговоры в Москве освещались лишь в коротких официальных заявлениях. То, что это была первая встреча израильского премьер-министра с новым президентом США, лишь частично объясняет это различие. Американо-израильские отношения – предмет внутренней политики США. То же самое можно сказать и об отношениях большинства западных стран с Израилем – будь то Германия с её эмоциональной привязанностью к Израилю, или Франция, политика которой на Среднем Востоке была всегда слишком запутанной. Вряд ли визиты Биньямина Нетаньяху в любую западную страну когда-нибудь станут обыденностью.

В то же время, возникает вопрос, может ли непродолжительный рабочий визит в Москву значить больше для израильской внешней политики и положения дел на Ближнем Востоке, чем встреча с Дональдом Трампом, несмотря на внимание СМИ и общественности и то, что политика новой администрации по отношению к Ближнему Востоку ещё не ясна. В последние несколько десятилетий внешняя политика западных стран была довольно идеалистична. Западные лидеры и дипломаты разработали и проводили политику, учитывающую множество идеологических критериев, а интенсивность взаимодействия с другими странами зависела от развития в них демократических изменений. И тем не менее, несмотря на простоту формулировки, подобный подход к внешней политике порождает множество вопросов, и первый из них – «что считать демократическим подходом?».

В случае с Израилем появляются и другие сложности. С одной стороны, в период холодной войны Израиль стал неотъемлемой частью западного политического порядка. С другой стороны, уникальная история Израиля, основы его государственности и интересы безопасности во враждебной среде породили внутри- и внешнеполитические явления, которые различные западные общественные деятели не могут принять, и среди них политика, направленная на создание поселений. Поэтому, когда избранные западные политические деятели вступят в игру, политика Запада по отношению к Израилю станет более утончённой и в определённых моментах менее эффективной.

Следует подчеркнуть, что нет ничего плохого в том, что внешняя политика страны опирается на мнение общественности. Сложно подчинить внешнюю политику идеологии, в особенности, той, что допускает или даже требует изменений во внутренней политике других независимых государств. Позиция Кремля избегает этих сложностей: внешняя политика России направлена на защиту национальных интересов в сотрудничестве с другими государствами и с учётом их приоритетов. Отношения России и Израиля – наглядный тому пример.

Главный национальный интерес – это обеспечение безопасности. У России и Израиля один и тот же враг — это исламистский терроризм. Без всяких «но»: трудно вообразить, что власти Израиля или России когда-нибудь станут считать, к примеру, исламистских экстремистов, действующих на территории Сирии или где-либо ещё, «борцами за свободу». Израильский премьер-министр заявил: «Среди вещей, которые нас объединяют, наша общая борьба с радикальным исламистским терроризмом. За последний год удалось добиться основательного прогресса в войне против радикального исламского терроризма во главе с ИГИЛ и Аль-Каидой, и Россия внесла огромный вклад в достижение этого результата».

Тем не менее, это сотрудничество в сфере безопасности — лишь часть объединяющих две страны интересов, среди которых двусторонняя торговля, туризм и культурные связи между народами. Последнее особенно важно: в Израиле миллион людей говорит по-русски, а россияне заинтересованы в Израиле благодаря его историческому, культурному и, в особенности, религиозному значению (по количеству туристов в Израиле Россию превосходят только США). Для развития израильско-российских отношений важна и дружба между президентом Путиным и премьер-министром Нетаньяху.

Несмотря на наличие общих интересов, внешнеполитические разногласия между Россией и Израилем существенны. Главные противоречия возникли на фоне отношения к Ирану и процессу мирного урегулирования на Среднем Востоке.

Обеспокоенность премьер-министра Нетаньяху ситуацией с Ираном объяснима, и всё же он, видимо, понимает суть во многих аспектах прагматичного и ограниченного сотрудничества Тегерана и Москвы. В любом случае, это сотрудничество не препятствует развитию израильско-российских отношений. Россия продолжает политику Советского Союза по поддержке палестинцев в процессе мирного урегулирования на Среднем Востоке. Тому существует множество причин, и попытки Израиля остановить эту поддержку обернутся лишь огромным количеством впустую потраченного времени и дипломатических ресурсов. И всё же, российская позиция в мирном урегулировании на Среднем Востоке не стала для Израиля поводом к прекращению сотрудничества с Москвой, учитывая его продуктивность.

Израильскую и российскую дипломатию отличает способность выделять вопросы внешней политики. В современном глобальном мире позиция «всё, или ничего» или соперничество в виде «кто кого» лишены смысла. Для России из-за отсутствия влияния лоббистов на внешнюю политику сделки за границей осуществлять легче, чем для Запада. В то же время, Москва не ограничивает себя рамками идеологических лозунгов, направленных против других стран и их внутренней политики. Теперь, когда позиции России на Среднем Востоке укрепились благодаря её военным и дипломатическим достижениям в Сирии, Израиль также может укрепить своё положение, развивая сотрудничество с Россией. Судя по всему, там надеются активно налаживать сотрудничество. Для России, какие бы ни были у неё отношения с Западом, арабским миром или Ираном, Израиль остаётся важным партнёром во многих аспектах.


Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса