Почему «Северная верфь» стала царством долгостроя боевых кораблей

13:52 09.02.2017
0 1183
Почему «Северная верфь» стала царством долгостроя боевых кораблей

Обстоятельства отставок возглавлявших завод директоров напоминает историю Салтыково-Щедринского города Глупова. 

Совет директоров Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в ближайшее время рассмотрит вопрос об увольнении генерального директора санкт-петербургского судостроительного завода «Северная верфь» Алексея Селезнева. Он уже написал заявление об отставке по собственному желанию на фоне срыва сроков строительства кораблей по заказу Минобороны. 

Согласно подписанному в 2012 году контракту на поставку трех судов тылового обеспечения для Северного, Черноморского и Тихоокеанского флотов 

«Северная верфь» должна была сдать заказчику головное судно «Эльбрус» в ноябре 2014 года, второе — «Всеволод Бобров» — в ноябре 2015 года, третье — «Капитан Шевченко» — в ноябре 2016 года. Все три судна были заложены в соответствии с графиком, однако сроки сдачи существенно сдвинулись. По данным Минобороны РФ «Эльбрус» должен войти в состав флота лишь в 2017 году, а «Всеволод Бобров» — в 2018. Что касается «Капитана Шевченко», то пресс-служба «Северной верфи» на запрос агентства «РБК Петербург» ответила, что «в 2015 году строительство судна приостановлено по распоряжению заказчика». 

Увольнение Селезнева будет уже третьим за последние пять лет. Причем, обстоятельства отставок возглавлявших завод директоров напоминает историю Салтыково-Щедринского города Глупова. 

Два года назад в отношении тогдавшего главы «Северной верфи» Андрея Фомичева было возбуждено дело за угрозу срыва гособоронзаказа. Эта угроза возникла после того, как предприятие перечислило 5,9 млрд рублей бюджетных средств, выделенных на постройку судов, на спасение подконтрольного бывшему сенатору Сергею Пугачеву Межпромбанка, который был обанкрочен в 2010 году. 

Дело рассматривалось во всех арбитражных судах в закрытом режиме, так как ему был присвоен гриф «секретно». 


По итогам арбитражных разбирательств в конце 2011 года «Северная верфь», т принадлежавшая также Сергею Пугачеву, перешла в доверительное управление Центробанка, который, в свою очередь, делегировал это право ОСК. Затем Федеральная антимонопольная служба РФ разрешила ОСК приобрести акции предприятия. 

Из-за финансовых неурядиц на «Северной верфи» был перенесен срок ввода в эксплуатацию головного фрегата «Адмирал Горшков». В действиях Андрея Фомичева правоохранители усмотрели признаки злоупотребления полномочиями. Сам Фомичев отрицал свою вину и заявлял, что все проблемы завода связаны с заговором банкиров. В итоге Фомичев подал в оставку в 2012 году, и его преемником стал бывший главный инженер завода Александр Ушаков. 

Ушаков был задержан правоохранителями в 2014 году. Едва приняв должность, он заключил договор с юридической компанией «Самета - налоговый и правовой консалтинг», которая должна была представлять интересы предприятия в споре с налоговиками. Фактически эти услуги оказаны не были, однако денежные средства в размере более 38 млн рублей были перечислены на счет юридической фирмы. 

Как Фомичев, так и Ушаков возглавляли крупнейшее судостроительное предприятие страны, не имея высшего профильного образования. Фомичев закончил Калининградский технический институт рыбной промышленности и хозяйства, а позднее получил две экономических специальности. Ушаков имеет среднее техническое образование, он закончил Ленинградский судостроительный техникум. 

Что касается Селезнева, то он окончил Ленинградское Высшее военно-морское училище им. Ленина по специальности «инженер-механик», до назначения на «Северную верфь» возглавлял судоремонтные предприятия в Астрахани. Но, на мой взгляд, он не обладал теми качествами, которые могли бы помочь ему вытащить стратегический завод из прорыва. Похоже, что Селезнев и сам это понимал, так как неоднократно подавал заявление об отставке. 

Нельзя сказать, что на предприятии не пытались «расшить узкие места производства», то есть поспеть в указанные в контракте сроки сдачи, причем не только судов тылового обеспечения. Пытались, порой даже нарушая закон. 

В феврале 2015 года территориальный орган Роструда в Санкт-Петербурге провел на «Северной верфи» внеплановую проверку и выявил нарушения Трудового кодекса. Оказалось, что заводчане привлекались к сверхурочным работам без их согласия, переработки не оплачивались, нарушался также порядок учета выдачи средств индивидуальной защиты. 

В принципе одного этого факта достаточно, чтобы придти к выводу, что предприятие просто не в силах выполнить имеющиеся заказы, по крайней мере при тех менеджерах, которые им руководили в последнее время. В свое время руководство «Северной верфи» нахватало, как говорится, вкусных заказов, отодвинув в сторонку «Балтийский завод» и Калиниградский «Янтарь». Теперь Минобороны решило передать заказ на строительство трех вспомогательных судов на «Янтарь», а Селезнева ОСК увольняет. 

Проблемы на «Северной верфи» не только с судами вспомогательного флота. 

В июне 2008 года решением комиссии Федеральной службы по оборонному заказу предприятие было утверждено в качестве единственного поставщика корветов проекта 20380. Кроме того, согласно постановлению правительства РФ №29 от 25.01.2008, верфь получала право на уровень прибыли до 25 процентов от затрат, а также возможность пересматривать цену на заказ в зависимости от увеличения цен на сырьё и комплектующие. 

В марте 2009 года было объявлено об утверждении «Северной верфи» в качестве единственного поставщика кораблей класса "фрегат" для ВМФ РФ. 

Если учесть, что согласно тогдашним планам главкомата ВМФ предполагалось построить не менее 20 фрегатов и «несколько десятков» корветов, завод обеспечил себя заказами на много лет вперёд. 

Однако, став монополистом в строительстве боевых надводных кораблей 2-го ранга, «Северная верфь» перешла в разряд аутсайдеров. 

Средний срок строительства корвета на предприятии составляет семь с половиной лет. Средняя же продолжительность строительства на Адмиралтейских верфях близких по водоизмещению и технической сложности дизельных подлодок проекта 06363 - три года и 4 месяца. 

Самый непростительный провал «Северной верфи» - срыв строительства серии фрегатов проекта 22350. Головной корабль проекта «Адмирал Горшков» спустя более чем 10 лет после закладки всё ещё не передан флоту. 

Справка:
 
«Адмирал флота Советского Союза Горшков» — фрегат с управляемым ракетным оружием Военно-Морского Флота Российской Федерации, головной фрегат проекта 22350. 

Корабль заложен 1 февраля 2006 года на судостроительном предприятии «Северная верфь». Спущен на воду 29 октября 2010 года. Главный строитель — А.В. Ушаков. 

25 декабря 2016 года начальник Главного штаба ВМФ вице-адмирал Андрей Воложинский сообщил, что фрегат будет передан флоту в первой половине 2017 года. 

25 января 2017 года глава ОСК Алексей Рахманов заявил, что испытания фрегата начнутся в конце февраля 2017 года, а передача флоту запланирована на июль 2017 года. 

«Адмирал Горшков» станет первым кораблем российского флота, оснащенным газотурбинной установкой (ГТУ) М90ФР производства российской компании «Сатурн». Эти двигатели предназначены для замены ГТУ украинского производства. 

Второй фрегат этого проекта выйдет в море на испытания летом 2017 года. 

Не превратись «Северная верфь» в царство долгостроя, российский ВМФ уже имел бы в своем составе несколько новейших кораблей дальней морской зоны, которые получили бы свои газотурбинные агрегаты задолго до украинского кризиса. 

Чтобы как-то компенсировать «недостачу» в корабельном составе, возникшую по причине медлительности «Северной верфи», Минобороны в авральном порядке заказало на Калининградском «Янтаре» серию сторожевиков проекта 11356, представляющих, как считают в экспертном сообществе, шаг назад по сравнению с проектом 22350. Результат впечатляет: заложенный на пять лет позже «Адмирала Горшкова» СКР «Адмирал Григорович» проходит испытания одновременно с ним. 

В числе причин долгостроя на «Северной верфи» порой называют недобросовестных поставщиков. Но добросовестный генподрядчик должен уметь работать с поставщиками, это, как говорится, азы производственного менеджмента. Умелый снабженец — чуть ли основной ключ к успеху на сборочном заводе. В СССР большим уважением пользовалось неформальное звание «заслуженного снабженца Советского Союза». 

Но не в поставщиках дело. «Северная верфь» тормозила по срокам не всегда. 

В период с 02.11.2004 по 25.02.2007 год, когда гендиректором завода был А. Бузаков, верфь демонстрировала просто ударные темпы. При Бузакове за неполных два с половиной года были успешно достроены и сданы эсминцы по заказу Китая, спущен на воду корвет «Стерегущий», заложен головной фрегат проекта 22350 и ещё два серийных корвета. 

Разгул долгостроя начался при преемнике А. Бузакова А.Фомичеве, никуда не исчез при А.Ушакове и достиг апофеоза при А. Селезневе, преемника которому пока еще не нашли. 

Среди претендентов на пост главы «Северной верфи» называют двух человек. Это главный инженер судозавода «Янтарь» Дмитрий Ермаков (39 лет) и 62–летний Игорь Пономарев, вице–президент ОСК по военному кораблестроению, ранее воглавлявший тот же «Янтарь». 

Хочется верить, что руководство ОСК не наступит в очередной раз на одни и те же «кадровые грабли», и новый глава «Северной верфи» сумеет мотивировать поставщиков, да и вверенный ему завод приведет в порядок. 

Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса