Насколько обмен ударами между Ираном и Пакистаном приблизил их к войне

14:07 18.01.2024
0 103
Насколько обмен ударами между Ираном и Пакистаном приблизил их к войне
Иран и Пакистан обменялись ракетными ударами, целями которых назвали сепаратистские группировки на чужой территории. Какие последствия может иметь такое развитие событий — разбирался РБК Фото: Global Look Press

Что известно про обмен ракетными ударами между Пакистаном и Ираном

Утром 18 января Пакистан нанес серию ударов «по укрытиям террористов» в провинции Систан и Белуджистан на юго-востоке Ирана. Какая именно группировка стала целью этой атаки, в Исламабаде не уточнили. Операция получила кодовое название Marg Bar Sarmachar, что переводится как «Смерть сармачарам». Сармачары — это белуджские боевики-сепаратисты.

Ракеты атаковали цели вблизи приграничного иранского города Сераван. В результате ударов погибли девять человек, включая трех женщин и четверых детей, которые не являлись гражданами Исламской Республики. Иранское Министерство иностранных дел вызвало пакистанского временного поверенного в делах, передает агентство IRNA.

В МИД Пакистана подчеркнули, что неоднократно выражали свою озабоченность из-за того, что «террористы пакистанского происхождения» пользуются убежищем на «неуправляемых пространствах внутри Ирана», и даже делились с Тегераном многочисленными досье с доказательствами присутствия на его территории экстремистов, но тот бездействовал. «Утренние действия были предприняты после получения достоверных разведданных о готовящейся крупномасштабной террористической деятельности этих так называемых сармачаров», — говорится в заявлении пакистанского дипломатического ведомства. Сообщается, что пакистанским военным удалось ликвидировать несколько боевиков, но точное их число не приводится.

Video

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры Руководителю не нужно быть очень умным: глава JPMorgan — об управлении Если вы устали, дауншифтинг — не выход. Как сохранить карьеру 9 способов сделать встречи продуктивнее — от простых до радикальных Какие неочевидные причины заставляют вас прокрастинировать Хорошие связи: на какие стили можно разложить нетворкинг Руководитель, от которого не уходят: как заслужить лояльность подчиненных Как запоминать по 30 страниц — советы шведского Гранд-мастера памяти Какие хитрости легендарных мошенников пригодятся вам во время переговоров Бизнес-коуч Мэтт Абрахамс:  не пытайтесь выступать «правильно» Словарик диктатора: какие 6 фраз выдадут авторитарного управленца «Анти-тайм-менеджмент»: как научиться все успевать Спасение топ-менеджера: 10 приемов для ответа на каверзные вопросы

17 января Исламабад объявил, что отзывает посла из Ирана в ответ на ракетные удары по своей территории. В тот же день и.о. министра иностранных дел Пакистана Джалил Аббас Джилани созвонился со своим иранским коллегой и предупредил, что его страна «оставляет за собой право ответить на этот провокационный поступок».

При этом в заявлении пакистанского МИДа, распространенном после утренних ударов по Ирану, прямо не указывается, что они стали ответом на аналогичные действия Тегерана, а, напротив, отмечается уважение к территориальной целостности и суверенитету соседа. «Иран — братская страна, и народ Пакистана испытывает огромное уважение и привязанность к иранскому народу. Мы всегда подчеркивали важность диалога и сотрудничества в противостоянии общим вызовам, включая угрозу терроризма, и будем продолжать прилагать усилия для поиска совместных решений», — говорится в заявлении.

Кто такие сармачары и за что они борются

Тегеран и Исламабад объясняют свои ракетные удары борьбой с боевиками-сепаратистами, базирующимися у почти 900-километровой границы между двумя странами. Речь о представителях народности белуджа, которые в Пакистане проживают в основном в провинции Белуджистан, в Иране — в провинции Систан и Белуджистан, а также на юго-западе Афганистана и требуют независимости для своего народа.

Конфликт тянется еще с момента возникновения Пакистана в 1947 году, когда значительная часть земель белуджей вошла в состав нового государства, а остальные оказались на территории соседних Ирана и Афганистана. Сепаратистские настроения подогревает то, что, будучи национальным меньшинством, белуджи нередко сталкиваются с дискриминацией и притеснениями. Пакистанская провинция Белуджистан — одна из самых крупных, но при этом наименее развитая и беднейшая в стране.

Конфликт белуджей с властями Ирана также имеет религиозную окраску: белуджи исповедуют суннизм, тогда как большинство населения страны — шиизм.

Белуджские партизаны-националисты, борющиеся за независимый Белуджистан, называют себя сармачарами — это слово в том числе фигурирует в пресс-релизе МИД Пакистана, в котором сообщается об ударах по иранской территории. В регионе действует несколько белуджских группировок — «Армия освобождения Белуджистана», «Белуджистанский освободительный фронт», «Национальная армия Белуджистана», «Республиканская армия Белуджистана» и другие.

Члены «Джейш аль-Адль», ставшего целью январских иранских ударов, 15 декабря напали на полицейский участок на юго-востоке Ирана и убили 11 человек. В Тегеране заявили, что боевики сумели пересечь границу с Пакистаном из-за слабых мер пограничного контроля соседа. Власти Пакистана также неоднократно обвиняли Иран в поддержке сепаратистов, действующих в провинции Белуджистан.

Чем опасна нынешняя эскалация между Пакистаном и Ираном

Хотя Иран и прежде наносил удары по позициям белуджских сепаратистов в Пакистане, 16 января они были впервые нанесены на значительном расстоянии от границы. В 2021 году Тегеран провел операцию по вызволению двух иранских солдат, которые находились в плену у «Джейш аль-Адль» на пакистанской территории, а в 2017 году ВВС Пакистана сбили иранский беспилотник, отмечает The New York Times.

В целом мало какое государство спокойно отреагирует на бомбардировку своей территории без разрешения, но иранские удары застали власти Пакистана в довольно уязвимом положении, сказал РБК кандидат исторических наук, руководитель центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. 8 февраля в Пакистане должны пройти выборы, и обстановка в стране предельно накалена: бывший премьер-министр Имран Хан, находящийся сейчас в тюрьме, обвиняет армейское руководство в давлении и даже покушениях.

В последний год Пакистан также страдает от рекордной инфляции — цены на потребительские товары в январе выросли на 27%, что тоже приводит к росту общественного недовольства. «В этой ситуации политики, находящиеся у власти, просто не могут позволить себе проявить слабость, так как в противном случае неминуемо окажутся под огнем критики со стороны оппозиции и могут потерять голоса», — отметил Куприянов.

Нынешняя эскалация особенно опасна тем, что ударами обменялись де-факто ядерная держава и «пороговое государство», подчеркнул специалист. По его мнению, Тегеран и Исламабад не заинтересованы в дальнейшем росте напряженности, но не исключено, что ситуация может выйти из-под контроля. «Пока с обеих сторон страдают в основном белуджи, но, если под удар попадут подразделения армии, полиции или пограничной охраны, это вполне может привести к росту дальнейшей напряженности», — предположил специалист.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

«Они смогут забрать ваши деньги». Трамп резко высказался о цифровом долларе

На экономический форум в Давосе позвали вождя племени. Видео

Кто такие сармачары, из-за которых Пакистан нанес удар по Ирану

Samsung представил новые смартфоны. Мы выяснили цены в России

«Первый канал» выиграл суд на 0,5 млрд рублей

Шварценеггера задержала полиция за нелегальный ввоз часов. Подробности

Источник

Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса