Астероид Диморф после удара зондом DART потерял стабильность орбиты и начал сближаться с Дидимом

11:00 11.09.2023

Попытка NASA изменить орбиту астероида возымела некоторые непредвиденные последствия. В прошлом году американское космическое агентство ударило зондом DART по астероиду Диморф, который вращается вокруг более крупного Дидима на расстоянии около 11 млн км от земной орбиты. Операция прошла успешно, но орбита Диморфа потеряла стабильность — она стала сокращаться.

Проблема не в том, что астероид отреагировал на удар — на это в NASA, собственно, и рассчитывали. Американские специалисты хотели изменить скорость и траекторию движения Диморфа: период его обращения вокруг Дидима составлял 11 часов 55 минут, но после того как в него на скорости 22,5 тыс. км/ч врезался DART, период обращения сократился на 32 минуты. И этим дело не кончилось, выяснил калифорнийский школьный учитель.

Джонатан Свифт (Jonathan Swift), преподающий в школе Тэтчер (Thatcher School), предложил своим ученикам воспользоваться расположенной в кампусе обсерваторией, чтобы отследить эффект миссии DART. И вместе со своими подопечными он обнаружил, что орбита Диморфа продолжила сокращаться — период обращения сократился на две минуты по сравнению с тем, каким он стал сразу после столкновения с зондом NASA.

Учитель направил результаты наблюдений своих учеников в Американское астрономическое общество. Он предположил, что в наблюдении или расчётах была допущена ошибка, но данные подтвердились, и теперь учёные пытаются выяснить, почему Диморф повёл себя столь неожиданно. По одной из версий, он теперь «хаотично» кувыркается, тогда как ранее орбита оставалась стабильной в состоянии приливного захвата.

Новую информацию о паре астероидов уже в октябре обещает предоставить европейская миссия «Гера» (Hera) — аппарат проведёт детальное обследование кратера, который образовался на Диморфе в результате удара DART, а также более точно определит массу и состав обоих астероидов. Эти данные помогут понять, как и почему оба тела так себя ведут.