Валуев написал книгу о блокадниках

07:00 13.09.2023
0 91
Валуев написал книгу о блокадниках
Николай Валуев. ©пресс-служба Госдумы

Депутат Госдумы Николай Валуев — петербуржец, а потому с детства хорошо помнит рассказы старших о блокаде. Истории людей, переживших то время, легли в основу новой книги «Память народа: во имя мира», которую он выпустил в соавторстве с президентом международного проекта с одноименным названием Оксаной Бондаревой. Читатели проследят за жизнью героев-ленинградцев, напримерТамары Грачевой, которая в 13 лет стала монтером-спайщиком и сандружинницей, а потом бойцом противовоздушной обороны. Книгу, опубликованную к 80-летию освобождения Ленинграда от блокадного кольца, презентовали в Петербурге 11 сентября.

13-летняя санитарка, дружинница и монтер

871 день нечеловеческих испытаний. Лютая зима и весна 1941-1942-х годов, которые унесли жизни 780 тысяч жителей Ленинграда. «Будучи ленинградцем, я хорошо помню рассказы старшего поколения о том страшном времени», — написал Валуев в аннотации к книге. Он убежден, что никто не сможет лучше передать трагизм девятисот дней блокады, чем сами жители блокадного города.

«В квартире, чтобы согреться, мы с мамой стали жечь книги в буржуйке, жалко было, но жгли. — вспоминает одна из героинь книги Татьяна Грачева. — Потом сожгли всю мебель — табуретки, стулья, столы, и когда ничего деревянного не осталось, стали отковыривать паркетные плашки. Они хорошо горели, и как-то мама сказала, что начинать надо было с паркета, зря все сожгли».Катастрофа была с едой. «Нас, можно сказать, спас столярный клей, полмешка принесли из столярной мастерской, в которой мама с бабушкой подрабатывали, склеивая элементы этажерок. Внешне плитки этого клея напоминали шоколад, а если долго его варить, получалось блюдо, напоминающее студень»— такой «вкус детства» был Тамары.

Когда началась блокада, ей было 12 лет. А уже в 13 она получила удостоверение монтера-спайщика и квалификацию санинструктора, что позволило ей работать в условиях военного времени. Ее задачей было восстанавливать кабели, поврежденные бомбежками. Работать приходилось в страшных условиях. Трагедией обернулся даже экзамен, который надо было выдержать, чтобы приступить к работе: наставника Тамары, Николая, убила упавшая бомба, пока девочка возилась с кабелем в колодце. Из-за шума паяльной лампы она не услышала объявление о воздушной тревоге, а когда поднялась наверх, нашла наставника уже мертвым.

Когда не было заявок на ремонт, Тамара ходила в госпиталь делать перевязки. А еще она сталабойцом местной противовоздушной обороны.Ей надо было обходить квартиры своего домохозяйства и докладывать вштаб, сколько живых и мертвых в них находится. Всех умершихследовало выносить на улицу. Это помогали делать солдаты, но если было некому, приходилось самой.

В МИД РФ указали на признаки нового кризиса на Корейском полуострове

Она с теплотой вспоминает всех, кто ей помогал. «Хозяева исправленных телефонов старались отблагодарить, то положат две большущие морковки в карман, то свеклу, которую я с детства любила», — вспоминает блокадница.

Девочка и сама старалась помочькак могла. Как-то она обнаружила в помещении, которое присмотрела под диспетчерскую, умирающего человека. Тот лежал в гробу, но был еще жив. Оказалось, что это хозяин гробовой мастерской. В тот же день Тамара ремонтировала кабель на хлебозаводеи директор предложил ей хлеба с сахаром. Она попросила отдать ей часть для умирающего. Блокадница вспоминает, какой тогда завязался спор: «Нельзя, доченька, — говорит, — выйдешь, тебя арестуют и расстреляют, потому что ты украла, а меня — потому что допустил». «Спасибо большое, — сказала я, — но пейте и ешьте сами». Он, конечно, круто развернул меня, даже рванул — «Посиди», и ушел. Вернулся с двумя вафельными полотенцами, сшитыми, как мешок, и с помощью тоненького шпагатика превращенными в рюкзачок, — «Держи!». Смахнул в мешок сахар, буханку, повесил на плечо, сверху противогаз, я свое оборудование нацепила, и он провел меня через проходную».

Тамаре еще не было и четырнадцати, когда ей вручили медаль «За оборону Ленинграда». В мирное время она вышла замуж за военного связиста, с которым разделила страсть к альпинизму. Большую часть молодости они провели в горах. Сейчас Тамаре Романовне 94 года, у нее уже пятеро правнуков.

Еще одна героиня книги — Надежда Строгонова. Сейчас ей уже 102 года. Во время войны она работала в школе и спасала детей от бомбежек. В блокаду ее школу переоборудовали под детский дом. Учительница старалась вылечить заболевших дистрофией и цингой сирот, вместе с коллегами эвакуировала ребят.

Перед глазами читателей пройдут также судьбы фронтовой медсестры Валентины Минаевойи блокадников, попавших в детский дом, Сергея Сухорукова и Ольги Лаврентьевой.

Ни дня без дела

Эти сильные люди и сейчас продолжают делать то, что считают важным. Многие блокадники, в том числе Тамара Грачева, проводят уроки мужества в школах, чем вносят огромный вклад в сохранение исторической памяти и воспитание подрастающего поколения, рассказал Николай Валуев. Тамара Грачева также возит экскурсии в Санкт-Петербург, участвует в жизни Московской общественной организации ветеранов Великой Отечественной войны.

А по инициативе Надежды Сторогоновой в Петербурге установили памятник блокадному учителю и мемориальную доску в память о погибших учителях школы, где работала Строгонова, — в 1943 году в здание попала бомба, унеся жизнь пяти педагогов. А в этом году Надежда Васильевна на встрече с президентом России по случаю празднования 80-летия прорыва блокады Ленинграда предложила использовать опыт педагогов-ветеранов и поддержать молодых учителей, создав педагогический клуб, куда войдут профессионалы с большим школьным стажем. «Владимир Путин оценил эту идею, и уже организовали первый съезд ветеранов педагогического труда», — рассказала нашему изданию соавтор книги Оксана Бондарева.

По ее словам, над книгой работали три года. «С некоторыми героями мы не просто поговорили. Мы ездили с ними на неделю в «Блокадный тур», где они встречались с ребятами. Это были невероятные эмоции. Ветеранов встречали главы всех городов. Наших ветеранов вообще тепло принимают не только в российских городах, но и во многих зарубежных странах», — сказала Оксана Бондарева, добавив, что над книгой работала целая команда.

Теперь, надеется Николай Валуев, истории героев-лениградцев смогут узнать читатели по всей Россиии книга станет настольной в домах, где есть дети.

Источник

Новости по теме

Подождите, идет обработка запроса